История гражданской обороны

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Ее развитие имеет почти вековую историю.

Началом пути ГО в нашей стране считается 1918 год. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия ГО.

В России государственная организация защиты населения берет свое начало 4 октября 1932 г., когда Совет народных комиссаров утвердил положение о местной противовоздушной обороне (МПВО), согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. Основными задачами МПВО являлись:

- предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;

- осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);

- ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;

- подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;

- оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.

Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тысяч зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тысяч крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организована система защиты населения, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан.

В 1961 г. МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР. В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлен комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.

С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерство обороны. В условиях прекращения холодной войны гражданская оборона уже не отвечала предъявляемым требованиям. Войска ГО оказались не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф.

В июле 1987 г. было принято постановление правительства о коренной перестройке ГО, в соответствии с которым на неё были возложены задачи мирного времени – защита населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведение спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей» (на правах государственного комитета РСФСР), а также формировании единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В 1991 г. войска ГО вошли в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России), который в 1994 г. был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Сегодня в задачу гражданской обороны входит также и защита от угроз мирного времени – землетрясений, наводнений, аварий и катастроф. То есть огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в повседневной нашей жизни, что позволяет поддержать высокую готовность к применению по предназначению, как силы, так и материально-технические резервы ГО.

Гражданская оборона является всенародным делом. В наше время, когда усложняются технологические процессы, на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость Гражданской обороны. Сегодня жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку.

Поэтому подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию само- и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Хотя эти мероприятия далеко не исчерпывают всей деятельности гражданской обороны по подготовке населения к защите от угроз военного и мирного времени, они составляют её основное содержание. Ежегодно территориальными органами проводятся учения, по гражданской обороне начиная со школ, учреждений, объектов экономики и предприятий и заканчивая самыми отдалёнными сёлами, районами и городами.

Огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в нашей повседневной жизни. В условиях современной реальности задачи ГО, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают ещё большую значимость. И сегодня гражданская оборона постоянно совершенствуется с целью иметь возможность максимально адекватно реагировать на возникающие риски, которые порой нас подстерегают.

Контакты

8 (4242) 559 950
Пресс-служба ГУ МЧС России по Сахалинской области
101 или 112
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4242) 559 945
Приемная
8 (4242) 729 999
Единый «телефон доверия»
info@65.mchs.gov.ru
(для подачи обращений граждан)