Информация по декларированию объектов в области пожарной безопасности

Сегодня МЧС России ведет активную законотворческую работу, направленную на урегулирование законодательства в вопросах обеспечения защиты населения от пожаров и других чрезвычайных происшествий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» в настоящее время утвержден Федеральный закон №123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вступает в действие с мая 2009 года. Данный документ является основополагающим для технического нормирования в вопросах противопожарной защиты.

Появление технического регламента обусловлено требованиями времени. МЧС России осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, руководствуясь существующей нормативной правовой базой. Многие нормативные акты сегодня уже устарели и нуждаются в оптимизации. Например, в области пожарной безопасности действуют более 2 тыс. различных документов, которые содержат свыше 150 тыс. требований. Некоторые из них противоречат друг другу или дублируют один другого, что затрудняет их применение как для владельцев объектов противопожарной защиты, так и для надзорных органов, и создает поле для коррупционных проявлений. Эти и другие проблемы и призван решить технический регламент, разработанный МЧС России. Данный закон и еще ряд основных документов должны заменить 2 тыс. нормативных актов, регулирующих сегодня сферу обеспечения пожарной безопасности.

Технический регламент решает ряд задач, основными из которых являются: комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции, внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного противопожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами.

В основном требования пожарной безопасности, изложенные в регламенте, являются логическим развитием ранее существовавшей нормативной базы с учетом технического и социального развития в области противопожарной защиты.

Наряду с обозначением общих принципов пожарной безопасности Техническим регламентом (ст. 79), впервые в стране, установлены нормы риска от пожара. Для населения – это одна миллионная. То есть в идеале, к которому специалисты МЧС России стремятся, при пожаре допустима (если это слово может быть применимо к понятию «человеческая жизнь») гибель не более одного человека на миллион. Для предприятий с учетом их особенностей этот показатель составляет одну десятитысячную.

Одним из важнейших направлений технического регламента является введение декларирования пожарной безопасности обьектов (ст.64). Требование об обязательном декларировании распространяются на здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (кроме квартирных), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений, а так-же обьектов, в отношении которых ст. 49 Градостроительного кодекса, предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации.

При этом обьекты, эксплуатирующиеся на день вступления в силу технического регламента, в течении года (до мая 2010 года) обязаны представить указанную декларацию.

То есть не подлежат обязательному декларированию пожарной безопасности только следующие обьекты:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.

6).обьекты для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
- строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства

- строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
- строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

- изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом

- иных случаях, если в соответствии с градостроительным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется

В соответствии со ст.6 регламента юридическим лицом – собственником обьекта защиты в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть предоставлена в уведомительном порядке, до ввода обьекта в эксплуатацию, декларация пожарной безопасности.

Фактически выведены из под действия обязательного декларирования строящиеся обьекты заказчиками которых являются физические лица и индивидуальные предприниматели и основное количество производственных и непроизводственных отдельностоящих строений высотой не более двух этажей и общей площадью не более 1500 м2.

Собственники указанных обьектов могут выбрать форму добровольного декларирования.

Декларирование соответствия обьекта пожарной безопасности (ст. 6, 64) осуществляется путем подтверждения выполнения обязательных требований пожарной безопасности, оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может проводится в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам) и (или) расчетом оценки пожарного риска. Аудит пожарной безопасности будет осуществляется исключительно в добровольном порядке, и собственник сам сможет выбрать, воспользуется ли он услугами государства — инспектора пожарного надзора, или пригласит аудиторскую компанию. Таким образом, предприниматели смогут самостоятельно или при помощи независимой экспертной организации задекларировать обеспечение пожарной безопасности на своем объекте, и нести ответственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством.

Вместе с тем Административным регламентом МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, (утвержден приказом МЧС России от 1 октября 2007 г. №517 (зарегистрирован Минюстом России 3 октября 2007 г. рег. № 10424) установлено, что при планировании мероприятий по надзору в органах государственного пожарного надзора учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки, органами государственного пожарного надзора мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются.

Во взаимосвязи с независимой оценкой рисков в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» должна осуществляться сертификация объектов с целью их подтверждения требованиям в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Положение о функционировании систем сертификации разработано и зарегистрировано в установленном порядке в Ростехрегулировании (рег. № РОСС RU.П33.04.ЧСОО).

Исходя из положений указанных законов органы госпожнадзора не планируют мероприятия по контролю только для тех обьектов, в ходе декларировании которых проведена оценка пожарного риска и полученные значения не превышают нормативные.

В перспективе существенным стимулом для заинтересованности собственников обьектов, в проведении оценки риска от пожаров, станут законодательные акты о введении обязательного противопожарного страхования.

В техническом регламенте также впервые определено нормативное время прибытия пожарных подразделений для ликвидации пожара. В настоящее время действуют абстрактные радиусы выезда: в городе – 3, в сельской местности – 10 км. В техническом регламенте законодательно закреплено, что пожарные подразделения должны прибыть на место происшествия и начать тушить пожар: в городе – во временной период до 10, в сельской местности – до 20 мин. Практическая реализация данного требования связана со значительными материальными затратами для увеличения подразделений пожарной охраны всех видов. На органы госпожнадзора возлагается задача по установлению жесткого контроля за реализацией данного требования.

Контакты

8 (4242) 559 950
Пресс-служба ГУ МЧС России по Сахалинской области
101 или 112
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4242) 559 945
Приемная
8 (4242) 729 999
Единый «телефон доверия»
info@65.mchs.gov.ru
(для подачи обращений граждан)