О приватизации служебного жилого помещения или предоставление жилого помещения по договору социального найма гражданам, утратившим связь с МЧС России.
Объекты недвижимого имущества закреплены за Главным управлением МЧС России по Сахалинской области были соответствии с Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Спорное жилое помещение располагается в здании пожарного депо, т.е. входит в состав имущественного комплекса, принадлежавшего Российской Федерации и переданного истцу на праве оперативного управления в целях осуществления им задач, установленных в ст. 4 ФЗ «О пожарной безопасности», и является собственностью Российской Федерации, находясь в оперативном управлении Главного управления МЧС России по Сахалинской области.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарное депо – объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплен запрет на приватизацию имущества Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны.
Для того чтобы возникло правоотношение по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, необходимо обязательное наличие следующих оснований. В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Именно состояние нуждаемости присутствует во всех юридических составах правоотношений по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. Состояние малоимущности также весьма важно, при этом это сложное явление, складывающееся из таких юридических фактов, как подтверждение сведений о доходах гражданина и членов его семей, а также подтверждение стоимости имеющегося в собственности гражданина имущества, подлежащего налогообложению. Порядок признания граждан малоимущими возложен федеральным законодателем на субъектов Российской Федерации. "Данные элементы в свою очередь распадаются на ряд юридических актов-состояний (наличие трудовых, авторских и др. правоотношений, обусловливающих определенный размер дохода, а также правоотношений собственности)
Только если лицо находится в правовых состояниях малоимущности и нуждаемости, оно имеет право обратиться с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Эти действия гражданина, принятие решения государственным органом о постановке его на учет также являются юридическими фактами в динамике правоотношения по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. Без таких оснований гражданское правоотношение возникнуть не может, что подтверждается примерами из судебной практики.
В случаях признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения в установленном порядке малоимущности и нуждаемости (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). По смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ необходимо наличие таких юридических фактов-состояний, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии с п.6 ст. 108 ЖК РСФСР лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42.
Главное управление, за которым закреплена на праве оперативного управления пожарная часть, с таким заявлением об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду не обращалось.
Прежний собственник пожарной части - это муниципальное образование г. Южно-Сахалинск.
В соответствии с частью 4 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.
Правовых оснований для предоставления Главным управлением жилого помещения взамен спорного помещения, не имеется.